Иностранные машины могут запретить в такси

Иностранные машины могут запретить в такси
Фото: freepik.com

С 1 октября 2025 года таксистов могут обязать пересесть на «российские» автомобили.

В России обсуждают законопроект, который может изменить рынок такси: с осени 2025 года работать в такси позволят только тем автомобилям, что собраны в стране или имеют высокую долю российских деталей. Инициатива уже прошла первое чтение в Госдуме. Её предложили депутаты от «Единой России» Андрей Кутепов и Владимир Гутенев.

Сегодня основная часть таксопарков по всей стране — это иномарки. По данным международного форума «Такси», в 2024 году чаще всего для перевозок использовали Kia, Lada и Hyundai. В Москве — Volkswagen Polo, Hyundai Solaris, Kia Rio и Skoda. Многие из этих машин собирались в России до 2022 года по специальным инвестиционным контрактам (СПИК), но после ухода иностранных брендов выпуск прекратился.

Таксопарки продолжают использовать старые машины — пока это разрешено. Например, в «Яндекс Такси» модель Hyundai Solaris можно эксплуатировать до тех пор, пока ей не исполнится 9 лет. То же касается и других популярных авто вроде Kia Rio или Skoda Rapid. Но уже сейчас понятно, что к 2030 году срок службы многих моделей закончится, а новых подходящих машин на замену может и не быть.

Сложнее всего может оказаться в премиум-сегменте. По новым правилам, в тариф «Бизнес» теоретически может вписаться только Mercedes-Benz E-Class — и то, если он был собран в Подмосковье. А вот для «Премьера» и «Элиты» подходящих машин в принципе нет.

Сейчас в стране локально производят лишь несколько брендов: Lada, «Москвич», Evolute, Voyah и недавно появившиеся марки вроде Rosva Motors и Tenet. Все они либо уже заключили СПИКи, либо только начали работать.

Инициаторы закона считают, что это даст толчок отечественному автопрому. А вот эксперты — не столь оптимистичны. По словам Ирины Зариповой, главы Общественного совета по развитию такси, новые правила ударят по водителям — особенно по тем, кто работает на себя. Без субсидий и льгот таких машин им просто не купить. Кроме того, может сократиться число легальных перевозчиков и вырасти цены.

По оценке совета, нигде в мире нет таких жёстких требований — ни одна страна не обязывает такси использовать исключительно авто местной сборки. «Обычно рынок стимулируют через помощь, а не запреты».